Перевозка бензина автотранспортом

Риски при взаимодействии с бензином и его свойства

Для начала разберём немного подробнее, что такое бензин. Бензин получают путём переработки нефти. Он имеет маслянистую структуру и специфический запах, представляет собой горючую прозрачную жидкость желтоватого оттенка, достаточно быстро испаряется.

При перевозке бензин относят к опасным грузам, а точнее к 3-му классу опасности.

Пары бензина представляют собой особую угрозу. Во-первых, в замкнутом пространстве или закрытой ёмкости смесь паров бензина с воздухом взрывоопасна, концентрационный предел взрываемости около 1%. Во-вторых, испарение бензина токсично, даже непродолжительное вдыхание человеком паров бензина приводит к отравлению лёгкой или средней степени тяжести, которое выражается в головокружении, тошноте, обмороках, а в дальнейшем и в болезнях печени, сердечно-сосудистых проблемах.

Опасные свойства:
  • Температура вспышки бензина составляет от 20 до 40 °C;
  • Взрывчатая смесь возникает при концентрации паров бензина в воздухе 70—120 г/м³;
  • При нагревании от 250-и градусов по Цельсию может произойти самовозгорание испарений бензина;
  • Средняя температура образования паров бензина начинается от 33°C и сильно зависит от состава и характера примесей.

Особенности транспортировки бензина в цистернах

Перевозка бензина и других опасных грузов третьего класса может осуществляться только в специально оборудованном транспорте. Автоперевозки опасных грузов разрешаются исключительно при наличии допуска как у автотранспортного средства, так и у водителя.

Грузовики с цистернами, а также седельные тягачи с полуприцепами-цистернами каждые полгода проходят регламентированную проверку технического состояния. По результатам техосмотра на каждый грузовой автомобиль и прицеп выдаётся диагностическая карта с заключением о соответствии транспортного средства требованиям автоперевозки бензина и о праве дальнейшей эксплуатации.

Федеральным дорожным агентством осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 г. №1595 «Об утверждении Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры».
Изучить полную версию постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 г. №1595 можно по ссылке government.ru/docs/all/130208/
Образец свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя.
А в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» грузовой транспорт задействованный в перевозках опасных грузов в обязательном порядке должен быть оснащён системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или GPS, а также тахографом.
Изучить полную версию постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641 можно по ссылке government.ru/docs/all/65200/
Схема работы цифрового тахографа с системой ГЛОНАСС.
Порядок проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств регламентирован в соответствующем приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2021 г. под номером 9. При транспортировке бензина эти требования являются обязательными.
Особое внимание при техосмотре уделяется проверке исправности:
  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • стеклоомывателей и стеклоочистителей;
  • колёс;
  • шин;
  • звукового сигнала;
  • тахографа;
  • аппаратуры спутниковой навигации;
  • замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков;
  • устройств обогрева и обдува стекол;
  • тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов;
  • держателя запасного колеса;
  • фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов;
  • индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения;
  • стекол и обзорности с места водителя;
  • зеркал заднего вида и их креплений;
  • заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
  • ремней безопасности и подголовников сидений;
  • внешних световых приборов и световозвращателей;
  • гидравлических устройств.
Изучить полную версию приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2021 г. №9 можно по ссылке publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105270007?index=2&rangeSize=1
Согласно техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств, разъяснённому в ГОСТе 33666-2015, топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны днища, для создания защитного каркаса. Расстояние от топливного бака до щитков должно быть не менее 20 мм. При этом, в случае утечки топлива из бака щитки не должны препятствовать проливу топлива непосредственно на землю.
Требование, в том числе, распространяется на транспортные средства для перевозки горючих жидкостей.
Топливный бак с металлическими щитками.
Обязательно наличие выключателя, предназначенного для разрыва электрических цепей. Он должен быть расположен как можно ближе к аккумуляторной батарее. Если используется однополюсный выключатель, то он должен быть установлен на проводе питания, а не на проводе заземления.

Устройство, управляющее выключателем, должно быть расположено в кабине водителя. Оно должно быть легкодоступным для водителя и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного воздействия. Такая защита обеспечивается кожухом, необходимостью двойного нажатия или другими средствами.

Выключатель должен разорвать цепь в течение 10 секунд после активации управляющего устройства.

Выключатель должен иметь оболочку, обладающую защитой степени IP 65 в соответствии со стандартом МЭК 60529.

Контакты подсоединения кабелей к выключателю должны иметь защиту степени IP 54 в соответствии со стандартом МЭК 60529. Однако этого не требуется, если указанные контакты находятся в кожухе, которым может служить ящик аккумуляторной батареи. В этом случае достаточно изолировать контакты с целью защиты от короткого замыкания, например с помощью резинового колпачка.

Другими словами электропроводка должна быть надёжно защищена от механических повреждений, перегрева, попадания влаги, пыли и воды.

Эта информация содержится во 2-м томе Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов(ДОПОГ).
Изучить полную версию 2-го тома ДОПОГ(ADR) можно по ссылке
rosavtotransport.ru/netcat_files/15/54/
20190101_ADR_2019_vol2_R.pdf
Вид выключателей массы в кабине грузового автомобиля.
В соответствии с Правилами дорожного движения на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов, должен быть установлен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета для предупреждения других участников движения об опасности.

Также для перевозки светлых нефтепродуктов транспорт оснащается сигнальными средствами в виде дополнительных фонарей с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета. Их использование должно исключать воспламенение перевозимых грузов, для этого они оборудуются защитным кожухом и автономным питанием. Дополнительные фонари также используются при ночной стоянке и плохой видимости.

Автомобили, перевозящие бензин в цистернах, комплектуются не менее чем двумя противооткатными упорами на каждое транспортное средство (звено автопоезда), размеры которых соответствуют диаметру колёс.

Противопожарные требования включают комплектование перевозящего бензин ТС двумя огнетушителями емкостью не менее чем 6 кг каждый в пересчете на сухое вещество, а также дополнительными средствами для тушения пожара такие как ящик с песком и лопата.

Маркировка грузовиков и прицепов по ДОПОГ при перевозке нефти, нефтепродуктов и жидких углеводородов, включая бензин, предусматривает:
  • оранжевые таблички в форме прямоугольника с чёрным текстом, обозначающим номер ООН и номер опасности (в случае бензина это 33/1203);
  • красная информационная табличка в форме ромба, в которой указан чёрным текстом класс опасности перевозимого груза;
  • белая табличка в форме ромба с маркировочным знаком вещества, опасного для окружающей среды.
Изучить полную версию 2-го тома ДОПОГ(ADR) можно по ссылке
rosavtotransport.ru/netcat_files/15/54/
20190101_ADR_2019_vol2_R.pdf
Информационные таблички

Какие автоцистерны могут быть использованы для опасных грузоперевозок, в том числе бензина?

Цистерны с бензином при перевозках должны обеспечивать безопасность окружающих, поэтому к ним предъявляется ряд требований. Эти требования содержатся в ГОСТе 33666-2015 и во 2-м томе Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов(ДОПОГ).

Допускаются цистерны, корпус которых имеет форму круга при поперечном сечении. При диаметре сечения до 180 см ёмкость изготавливают из стали толщиной 5 мм и выше. Увеличенный диаметр цистерны (более 180 см) предполагает использование стали от 6 мм. Встречаются варианты корпуса цистерны с некруглым поперечным сечением, например имеющих прямоугольную или эллиптическую форму.
а) цистерна круглого сечения; б) эллиптическая цистерна; в) цистерна в форме «чемодана».
Устройство цистерны включает 2 короба. Внутренний обеспечивает защиту от искр благодаря антистатическому покрытию, а внешний экологический исключает разлив бензина при наполнении и движении для защиты окружающей среды.

Помимо этого, сверху цистерны расположен дыхательный клапан, контролирующий внутреннее давление. Дыхательная арматура защищает не только от образования избыточного давления, но и от создания вакуума при наливе, сливе и движении. Искрения позволяет избежать и заземлитель, им комплектуются все автоцистерны для перевозки горючих жидкостей.
Система заземления на цистерне с бензином.
Наливные люки цистерн герметичны и оборудованы воздухоотводящими трубками, предохраняющими от формирования «мешков» с воздухом внутри в процессе наполнения нефтепродуктами. Также заливные горловины могут быть снабжены смотровыми стёклами и мерными планками для определения объёма и максимально допустимого уровня заполнения.

Вакуумные клапаны и дыхательные устройства, используемые на цистернах, предназначенных для перевозки веществ, отвечающих критериям класса 3 в отношении температуры вспышки, должны предотвращать непосредственный перенос пламени в корпус цистерны с помощью соответствующего защитного устройства, или корпус цистерны должен быть устойчивым к ударному давлению взрыва, что означает способность выдерживать без утечки, но с возможной деформацией взрыв в результате переноса пламени.

Цистерна внутри разделена на отсеки или секции, которые могут сообщаться между собой либо быть полностью изолированными. Изолированные отсеки оборудуются раздельным заливными люками и сливной арматурой, это даёт возможность перевозить сразу несколько видов жидкостей в одной цистерне. В обязательном порядке внутри отсеков размещают дополнительные алюминиевые перегородки с отверстиями, выполняющие роль волнорезов. Волнорезы уменьшают при разгоне и торможении гидравлические удары перевозимой жидкости о стенки цистерны.
Устройство автоцистерны с внутренними секциями и волнорезами.
Цистерны оборудуются донным клапаном, который исключает утечки даже при поломке шарового крана при сливании бензина из цистерны. Более того донный клапан благодаря встроенному фильтру помогает убрать из наливного груза посторонние примеси.

Система рекуперации паров позволяет минимизировать потери бензина при операциях налива и слива за счёт улавливания и возвращения в жидкое состояние улетучивающихся паров бензина, одновременно с этим окружающая среда защищается от загрязнений.

Для удобства использования изготовитель может смонтировать на цистерну различные лестницы и трапы.

Автоцистерна для перевозки бензина окрашивается в оранжевый цвет и с каждой стороны наносится надпись «ОГНЕОПАСНО».
Изучить полную версию 2-го тома ДОПОГ(ADR) можно по ссылке
rosavtotransport.ru/netcat_files/15/54/
20190101_ADR_2019_vol2_R.pdf

Изучить полную версию ГОСТа 33666-2015 можно по ссылке
protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=
-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=
195792&pageK=0BA63DDF-4CBF-4B15-A8BB-A5B32D4C5833
Маркировка цистерн, перевозящих горючие жидкости.

Правила безопасности на бензовозе

Заполнять ёмкости при транспортировке «под горлышко» запрещено, так как бензин может расширяться в объёме при повышении температуры. Следует заполнять цистерны на 80-95% от заявленного объёма. Нижний порог обусловлен тем, что диапазон заполнения от 20 до 80% способствует образованию в цистерне наиболее сильных волн, которые могут привести к аварии.

Транспортировка бензина в цистернах подлежит согласованию в Управлении государственного автодорожного надзора. На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора», управление осуществляет следующие полномочия:
  • выдаёт специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям 2-х и более субъектов Российской Федерации;
  • выдаёт специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.
В случаях, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, при осуществлении перевозок опасных грузов в международном, междугороднем, пригородном и городском сообщении:
  • выдаёт разрешения компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащие условия перевозки опасных грузов;
  • выдаёт документы об утверждении экзаменов по профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
  • выдаёт свидетельства о подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
  • выдаёт свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки.
Осуществляет в установленном порядке:
  • принятие решений о допуске, приостановлении допуска и аннулировании допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок;
  • в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов категорирование автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;
  • контроль порядка перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Цистерну с бензином запрещается перевозить в условиях недостаточной видимости. Водитель несёт ответственность за соблюдение скоростного режима, в том числе на спусках. При выборе скоростного режима нужно руководствоваться знаками Правил дорожного движения, но исключается возможность развития скорости транспортного средства более 90 км/ч в соответствии с ДОПОГ. Водитель бензовоза не имеет права совершать рискованные манёвры и резкие движения. По возможности цистерну следует защищать от нагрева. Во время стоянок поблизости не должно быть открытого огня.
Изучить полную версию 2-го тома ДОПОГ(ADR) можно по ссылке
rosavtotransport.ru/netcat_files/15/54/
20190101_ADR_2019_vol2_R.pdf

Список документов на перевозку бензина

Документы необходимые для перевозки горючих жидкостей:
  • водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на грузовое транспортное средство, а также на прицеп/полуприцеп;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • путевой лист с маркировкой об опасности груза;
  • транспортная накладная на топливо;
  • свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • письменные инструкции в соответствии с ДОПОГ;
  • свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов;
  • удостоверение личности для каждого члена экипажа;
  • при перевозке топлива с температурой вспышки ниже 23 градусов Цельсия в количестве более 3000 литров — специальное разрешение Минтранса на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Процедура получения разрешения на перевозку бензина описана в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 12.08.2020 № 304 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов».
Изучить полную версию приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.08.2020 № 304 можно по ссылке publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012150057

Куда обратиться, если понадобилась профессиональная перевозка опасных грузов?

Транспортная компания «Вигард» с 2008-го года занимается профессиональной перевозкой наливных грузов в цистернах, в том числе опасных. В штате компании работают опытные водители с необходимыми допусками. Автопарк регулярно обновляется и состоит только из надёжных тягачей и полуприцепов. «Вигард» предлагает услуги перевозок не только по России, но и по ближнему зарубежью.

Для того чтобы узнать цену транспортировки вашего груза, заполните форму ниже.
Поделиться страницей:

Рассчитаем стоимость доставки
в течение часа

Стоимость перевозки цистернами зависит от типа груза, маршрута, частоты рейсов и рассчитывается индивидуально в каждом конкретном случае.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных.